Функции эмоций

Разбираемся, зачем они нужны, кроме того, чтобы мучать нас
Лавкрафт, тот, что на мемчике выше, умел наводить жути. Можно дочитать рассказ и так и не узнать, а как же выглядел тот страшный монстр, которого все это время стоило бояться. А страшно, как в ужастике. Если не больше, потому что то, что нельзя описать и назвать пугает даже больше всяких клоунов и людей с бензопилой. С ними хоть можно что-то сделать, а что сделать с неописуемым и необъяснимым?

Мне кажется, что это похоже на то, как мы иногда относимся к эмоциям.

Часто можно услышать, что выражать гнев — это плохо. И ладно бы выражать, но иногда даже чувствовать гнев нельзя. Иногда нельзя злиться на конкретных людей. Грустить тоже нельзя. Грустить — это ныть. На это нет времени, надо скорее решать проблему. Некоторым невыносимо чувствовать вину, кому-то очень тяжело переживать тревогу.

Я когда-то всерьез думала, что у меня нет «мук совести», а подумать, что мне может быть стыдно, было уже жутко стыдно. Стыд был для меня тем неописуемым монстром, от которого нужно улепетывать со всех ног.

Терапевтических процесс вообще может иногда походить на попытку зайти в старый заброшенный храм, где живет какая-то древняя жуть, с которой почему-то нужно добровольно идти решать вопросики.

Когда эмоция неописуема, решать вопросики очень сложно.

Поэтому первый шаг — разглядеть ее. Описать и назвать.

Очень много техник терапии направлены как раз на это. Мы как бы развееваем чары над этим древним храмом и оказывается, что там живут те самые стыд, вина, зависть, отвращение, злость, которые совершенно нормально испытывать каждому.

Понимание функций эмоций тоже помогает снять заклинание.

Как бывает обычно:

  1. происходит ситуация
  2. появляется эмоция
  3. эмоция очень тяжелая и мы хотим от нее отделаться (хочу, чтобы тревоги не было, чтобы я не злилась, я уже устала винить себя)
  4. мы начинаем бороться с эмоцией
Например, залипаем в телефоне, уходим с головой в работу, спорт, заботу о других, в зависимости

Но что, если мы боремся с тем, что нам на самом деле должно помочь? Что, если мы мы сами отказываемся от инструмента, который нам выдается бесплатно от природы, чтобы мы справились с какой-то ситуацией?

Анализ функций эмоций предлагает рассматривать эмоции не как проблему, а как инструмент для решения проблем и адаптации к ситуациям.

Если нам что-то не нравится, у нас есть злость, чтобы отстоять свое мнение.

Если мы чего-то хотим, то у нас есть зависть, чтобы обратить на это внимание.

Если нам важно быть в каком-то сообществе, то у нас есть стыд, чтобы вписаться с него.

Если нам дороги близкие люди, то у нас есть вина, чтобы заметить, где нам нужно проявить заботу.

Если что-то для нас опасно, то у нас есть тревога или отвращение, чтобы предупредить об этом.

Такой способ думать об эмоциях помогает перестать бороться с ними и вкладывать свои силы в то, что действительно можно улучшить, изменить или просто принять.

У меня есть какой-то личный челлендж с эмоцией печали. Мне как-то особенно долго не давалось понять, что грустить это также функционально, как и, например, злиться. Плюс сейчас в обществе есть тенденция все принимать. Вот просто стань таким принимающим человечком, отпусти, полюби и не грусти.

Но почему-то уже не так громко говорят, что для того, чтобы принять, нужно и позлиться, и погрустить. Позлиться и погрустить о том, что ты не такой, как хотел бы, что другие не такие, как хотелось, что мир устроен по ему только известным правилам и еще много о чем нужно погрустить, прежде чем принять.

© 2023 Все права защищены
angj@yandex.ru